Магнитогорский драматический театр им. А.С. Пушкина
«Гроза» А.Н. Островский. Драма в двух действиях
Режиссер-постановщик: лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» Л. Эренбург (Санкт-Петербург)
Художник – постановщик: А. Вотяков
Спектакль магнитогорцев вызвал больше всего споров. Очень трепетное отношение у людей к "Грозе" и каноническое прочтение пьесы оказалось очень важно для многих. Почему понятно. Советские и постсоветские дети твердо знают, что Катерина- луч света в темном царстве, Кабаниха- тиран и посягательство на эти основы школьного мировоззрение воспринимаются как посягательство на основы бытия. Может и утрирую, но кое-какие наблюдения здесь есть.
Итак "Гроза". Главное открытие и удовольствие фестиваля.
«Гроза» А.Н. Островский. Драма в двух действиях
Режиссер-постановщик: лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» Л. Эренбург (Санкт-Петербург)
Художник – постановщик: А. Вотяков
Спектакль магнитогорцев вызвал больше всего споров. Очень трепетное отношение у людей к "Грозе" и каноническое прочтение пьесы оказалось очень важно для многих. Почему понятно. Советские и постсоветские дети твердо знают, что Катерина- луч света в темном царстве, Кабаниха- тиран и посягательство на эти основы школьного мировоззрение воспринимаются как посягательство на основы бытия. Может и утрирую, но кое-какие наблюдения здесь есть.
Итак "Гроза". Главное открытие и удовольствие фестиваля.
Самое поразительное - режиссеру удалось создать живое пространство, трепещущее, дышащее, вызывающее удовольствие от его созерцания. И эстетическое и даже бытовое. Герои живут на сцене практически реальной жизнью. Они постоянно накрывают на стол, убирают со стола, одеваются, раздеваются, умываются, парятся, моют полы. Вода постоянно льется и остается на сцене лужами, которые потом убираются когда моют полы.
Но это все между делом! Герои заняты другим, конечно. Чем и положено театральным героям- взаимоотношениями, действием, игрой жизни. А внимание зрителей привлекают, нет даже не привлекают, а завораживают эти бытовые детали, которые приобретают какой-то магический смысл из-за красоты своей и ритмичности и обыденности для героев.
Герои живут в этом ритме привычного быта, который им приносит удовольствие. Они радуются жизни, постоянно возникают какие-то шутки, спонтанные игры между героями, и эта радость жизни захватывает и нас зрителей.
Спектакль создает ощущение воздуха, а вода и огонь на сцене физически присутствуют (реальный огонь во время сцены пожара). И эта магическая бытийность на сцене- такая архетипично российская, такая тоскливо вневременная! Невольно получает отзыв из глубин родовой памяти.
Чудесная сцена, когда Варвара и Катерина моют ноги стоя в одном тазике, постоянно что-то шепча друг другу и хихикая у края сцены а вокруг все остальные герои занимаются другими делами не менее бытовыми в то же время так это все создает такое живое, жизнерадостное пространство!
Или игра неожиданно возникшая у женщин во время развешивания белья!
Герои живут и наслаждаются жизнью и это нивелирует кажущуюся безрадостность быта.
Так же как и юмор, пронизывающий этот бытовизм и постоянно вызывающий смех в зале.
Третьим противовесом натурализму служит музыкальная тема периодически звучащая и
придающая всему действию надрыв, такой чисто русский надрыв и сразу
придающий значительность происходящему на сцене. Второе действие-
сплошной надрыв!
Катерина. Катерина - такая как все окружающее общество, не "луч света"! Она плоть от плоти этого общества, органична и естественна в нем. Конечно это своеобразный вызов традиционной трактовке. А вот выделяет ее только сильная любовь, которой она отдалась
так искренне и безоглядно. Кабаниха же вызывает сочувствие так как не обладает никакой жестокостью, такая традиционная свекровь и мать, пытающаяся быть мудрой. Еще один мощный отход от традиционной трактовки- Катерина падает в реку случайно! Или как бы случайно?
В конце спектакля герои пьесы скорбящие у тела Катерины, но почему-то раздраженные комарами начинают активно и ритмично прихлопывать комаров. Неожиданно "труп" Катерины тоже хлопает, поддавшись всеобщему действу. Это восприняли многие как то, что Катерина не умерла. Но мне кажется это своебразный ход , хулиганство режиссера, опять же смысл которого в созвучии Катерины окружающему обществу, мертвой или живой.
Еще один поразительный ход режиссера- огромный массив воды на сцене (бассейн) , отображение которого мы, зрители, видим на протяжении спектакля в большом зеркале. Вода, движется, плещется, герои в ней плавают и мы это видим (любуемся)!
Хотя даже и без бассейна (Волги) спектакль был бы хорош. Психологичен, символичен, пронзителен.
Главное открытие фестиваля. До сих пор спорим о нем!
Фотографии для этого поста любезно предоставлены Александром Моисеевым
Баня очищает, располагает. В общем кусаю локти, что не был. Смотрю фото и не верится, что такое могло быть в Новокуйбышевске!
ОтветитьУдалитьДа, баня классно показана! Особенно, когда Кабаниха Тихона парила. Так реально, веником, и водой из ведра обливала и охал так Тихон!
ОтветитьУдалитьКстати уже несколько человек мне высказали сожаление , что пропустили фестиваль. Жаловались на слабую рекламную компанию ПоМоста.
Кому надо- те знали. А залы то на сколько был заполнен?
ОтветитьУдалитьНекоторые просто не придали значения рекламе фестиваля. И только потом слушая разговоры и споры о спектаклях- пожалели))) Хорошо заполнены. На некоторые спектакли и стулья приставные были. Но любые свободные места сразу же занимались ребятами - участниками фестиваля, актерами других театров. На дневные спектакли вообще билетов в продаже мало было- раздали по школам перестраховались. На выбранные дневные спектакли ни на один не смогли взять билетов, к сожалению.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЛично мне очень понравился очень спектакль, если рассматривать его как отдельное произведение. Оригинальную пьесу Островского по нему невозможно понять и почувствовать. Зря вы так мало рассказали про бассейн и не разместили фото ( http://cs315725.vk.me/v315725187/96df/iOf4dmA3-9A.jpg ) его присутствие придало особую изюминку спектаклю.
ОтветитьУдалитьСогласна, сильный ход, не изюминка, а изюм. Особенно поразило, что герои реально плавают в бассейне, плещутся, а мы отражения их видим в громадном зеркале! Потом мокрые герои в мокрой одежде и с мокрыми волосами ходили, разговаривали выжимали одежду. Вода, отражение которой мы видили всегда в зеркале, плескалась и играла. Но, повторяю, и без бассейна был бы очень мощный спектакль. Спасибо за фото. Хорошего я не нашла.
ОтветитьУдалитьтоже захотелось побывать на таком.
ОтветитьУдалитьБудь я режиссером- я бы VIP- ложе обрызгал :-)
В глушь, к тётке Саратов!!!
В театр! )